Авторское видение

загрузка...

Меня вот все волнует эта мысль, неоднократно мелькавшая в письмах rox, потом Спящего Кота, о том, что каждый в одном и том же (например, сериале) видит что-то свое, что человек больше любит ту историю, принимает до конца тот финал, который выдумал сам. А как же тогда авторское право? Авторское видение? Автор пишет что-то, желает высказаться, хочет, чтобы его поняли и именно так, как он сказал, как он чувствует. Понимаете, меня волнует мысль о границах субъективности восприятия. Ведь если каждый будет видеть в произведении свое, не будет стараться понять, уяснить мысль автора, так мы друг друга никогда не поймем, мысль автора никогда не будет раскрыта и каждый будет произвольно, исходя из собственного опыта, приписывать автору свое, то, что автор, может быть, и в виду не имел (не видел в страшном сне, если хотите).

Представьте, вы вышли с близким человеком из дому и говорите: «Снег белый», а он вам в ответ: «Снег черный». Неужели вы не взглянете с тревогой на своего спутника: «Что это с ним? Он шутит? У него проблемы со зрением? Каково его душевное состояние?». Неужели вы подумаете: «Он имеет право на свой собственный взгляд». В этом примере я, конечно, утрирую, но суть моих мыслей, надеюсь, ясна. Я, к сожалению, сейчас не могу вспомнить автора и произведение, по поводу которого было сказано приблизительно следующее, но за смысл я ручаюсь.

В письме другу кто-то из классиков написал: представляешь, что сегодня вытворила моя героиня – она выскочила замуж. То есть поведение героев, финал – это не прихоть автора, они вытекают (у талантливого человека) или не вытекают (у бездаря, чья работа забывается на завтра) из логики развития сюжета (поэтому многие авторы мучаются, по сто раз переделывая финал), иногда финал меняет все акценты, представляет героев в совершенно ином свете. Меняешь финал – меняется логика произведения, она уходит. Поэтому нельзя выдумывать финал по собственной прихоти, понимаете, тогда это будет ваш фильм, ваша книга, а не автора. И если зритель вынужден выдумывать финал, значит, автор не справился с сюжетом.

Талантливое произведение воспринимается как цельное. Вы же не лезете, простите, подмалевывать «Тайную Вечерю». Вот так же финал третьего сезона показал, что он не имеет ни малейшего отношения к тому, что задумал С. Ортега, к характерам его героев, как показал их он, это другие люди, другая история. И тут я опять возвращаюсь к той же мысли, что уже была высказана на форуме. Либо не надо было снимать третьего сезона вовсе, либо надо было историю продолжать в ортеговском ключе, либо, как rox хотел, предупредить, что история совсем другая, написав состав на упаковке сего «продукта». А то, что было сделано, как преподнесено - иначе, как издевательством и не назовешь (что тоже уже звучало на форуме, все у того же rox, например).

(Оставлено на стр. Индивидуальная история)

Смотрите так же

Жизнь продолжается!

Двойные стандарты

Боль и слезы красивой любви

Маргоша 3: Революция

Индивидуальная история

Комментарии

// 02-09-2011 05:49:06

Здравствуйте, Ринни-Гад, прочитала, конечно, Ваши слова, адресованные мне. Рада, что Вы уточнили свою позицию. Вы верно уловили, что я поняла Ваш первый комментарий как попытку поставить знак равенства между идеей С. Ортеги и версией наших сценаристов, воплощенной в третьем сезоне. И еще Вы очень точно указали на особенность восприятия сериалов многими зрителями, сказав об их восприятии «как реальность», героев сериала как «друзей и знакомых» (отсюда, наверное, такое личностное отношение к сериалу у многих). Но Вашу мысль можно и продолжить – как образец для подражания. Поэтому так важно, какие образцы были заложены в сериал, частности, третий его сезон.

Конечно, радует, что большинство следует не сериальным образцам, а вечным общечеловеческим ценностям, делая их фактом своей жизни. Как Вы, например. Знаете, я приняла Вас за свою ровесницу, так Вы здраво и взвешено судите о жизни. Думаю, Вашим детям повезло, что они пришли в мир именно в Вашей семье. Есть такое высказывание арабского поэта Халиля Гибрана:

«Ваши дети не есть воистину ваши. Они приходят в мир не к вам, но через вас и вам не принадлежат, даже если живут с вами. Вы для них – лук, с которого дети, ваши живые стрелы, разлетаются во все стороны».

Мне очень нравятся эти слова.
А насчет диссертации скажу так. Я работаю в институте, у нас есть адъюнктура. Через мои руки прошло множество авторефератов, научных статей, я знаю много так называемых ученых. Конечно, я не знаю Вашей специальности, темы Вашей диссертации, которую Вы хотели бы написать, скажу одно, что когда (или если) мы предстанем перед Создателем, думаю, он спросит нас не о диссертации, а совсем о другом. Воспитать детей хорошими людьми гораздо труднее, важнее и более почетно, чем написать любую диссертацию, защищаемую зачастую лишь для удовлетворения личных амбиций.
Всего Вам доброго, Вам, Вашим детям и близким!
С уважением, Наталья.

// 02-08-2011 12:50:35

Спасибо, Наталья, что ответили на мои мысли, я очень на это надеялась и ждала. Правда, видимо не точно выразила свою позицию. Я вовсе не радуюсь клипам о Марго и Максе, просто после их просмотра, я перестала воспринимать сериал как реальность, это игра, безусловно хорошая, в первых двух сезонах и, какая есть, в третьем. Не принимаю теперь так близко к сердцу произошедшее. Поэтому и не обсуждаю героев, как друзей или знакомых.

По поводу слов rox, отвечу примером своей жизни, мне 26 лет, и у меня двое детей-погодок (сыну 3 с половиной года и дочери 2 года). Мое отношение к абортам вполне ясно:) Лично для меня - это однозначно убийство, себя считаю лишь проводником в этот мир новых людей. Но меня поддержала и поддерживает семья в этом вопросе (муж, родители). Женщин, принявших другое решение, понять не понимаю, но осуждать не могу. Мои бывшие однокурсники учаться в аспирантуре, некоторые уже защитились, а я с научной деятельностью рассталась, возможно, не навсегда, хотя всему свое время. Но, когда, смотрю на мордашки своих ребят, чувсвую - все правильно, живу не зря, не напрасно.

Теперь вернемся к "нашим баранам". Понимаю и ощущаю всю фрагментарность третьего сезона, но все таки надеюсь, что для этого были объективные причины. Ведь всегда хочется верить в светлое начало. Так что я, скорее всего, тоже стою на перроне 2 сезона. А еще, когда смотрела последние секунды финала третьего сезона, где красивые Марго и Гоша, растворяются в лунном диске, на долю секунды пронеслась мысль - все это - фантазии луны, мираж, сон. Вот как-то так.
С благодарностью, Ринни-Гад

// 02-07-2011 12:01:46

Уважаемая Ринни-Гад, спасибо, что напомнили мне кто автор слов, которые я передала в вольном пересказе. Знаете, как бывает, когда мучительно пытаешься припомнить и не получается. Я давно хотела высказать эти мысли, но меня останавливало то, что не могла подкрепить их нужной цитатой. Думаю, дело в том, что я «ходила не в ту сторону» - все время перебирала зарубежных классиков, т.к. считала, что знала эти слова с институтской поры, а тогда мы много изучали именно зарубежку, а из российской только древнерусскую и советскую, наверно считалось, что русскую литературу мы все подробно учили в школе. И Тургенев приходил мне на память, но у него герой, не героиня, поэтому его сразу отбросила. А вот слова М.М. Бахтина, похоже, услышала от Вас впервые.

По поводу же третьего сезона согласиться с Вами не могу. Может быть, я бы тоже радовалась клипам Марго и Макса, если бы никогда не видела 1 и 2 сезона. Если бы авторскую концепцию Ортеги так не исказили в третьем сезоне. Если бы третий сезон представлял собой не продолжение, а отдельный проект. Только тогда я готова принять любую трактовку авторов. Понимаете, если 1, 2 и 3 сезон – одно целое, тогда если «автор - "авторитетный руководитель читателя", то наши должны были следовать за автором – С. Ортегой. А если это оригинальный проект, то там должны быть оригинальные герои, т.е. другие. Другие изначально, а не потому, что их другими представляют создатели продолжения. Я так понимаю слова «оригинальный проект». Наверное, именно в этом кроется причина моего неприятия третьего сезона.

Если, конечно, отбросить моральную неприемлемость нравственных качеств и поступков Макса, Ани Сомовой, других персонажей и даже Марго, когда она продемонстрировала совершенно невозможную (с точки зрения психологии как реальной женщины, так и той Марго чьи чувства мы наблюдали на протяжении двух сезонов) забывчивость своей любви к Андрею, ради которой она сама выбрала жизнь женщины, была готова оставить своих родителей, свою работу, свое мужское прошлое. И вдруг не прошло и трех месяцев и уже масса «взглядов-загадок, полуулыбок, полуфраз», да еще с человеком, который почти на протяжении всего сезона, кроме пары заключительных серий, вызывал у Марго только неприятие, неуважение, раздражение.

Я уже не говорю о тех сюжетных линиях, переиначенных по сравнению с 1 и 2 сезоном (ярчайший пример – линия с родством Наумыча и Натальи), о недопустимости пропаганды тех моральных ценностей, что несет третий сезон (посмотрите хотя бы слова Ilyana о дружбе Ани и Марго/Гоши или слова rox об аборте Ани), о размытости смысла третьего сезона (про это тоже было много сказано, не буду повторяться). Только, прошу, не подумайте, что я хочу в чем-то Вас переубедить или выставить несостоятельность Вашего мнения, нет, я просто объясняю, почему оно для меня неприемлемо, более ничего. Я уже поняла и смирилась с тем, что всегда, по любому, наверное, вопросу будут те, кто «за» и те, кто «против». Наверное, это тоже «железный» закон жизни. И все, что я могу – это выбрать к кому я присоединяюсь – к первым или ко вторым.
С уважением, Наталья.

// 02-06-2011 14:08:34

Здравствуйте, дорогие друзья! Никак не могла найти время для полноценного письма. Прочитав последние комментарии, поняла, час настал, пора. Последней каплей стало послание Натальи об авторском видении. Именно с этой красивой мысли давно хотела начать свою речь. Я о письме Пушкина, да-да, именно его имеет ввиду Наталья. Речь идет о любимой автором Татьяне. "Представь, - пишет поэт, - какую штуку удрала со мной моя Татьяна, она замуж вышла". Спасибо Вам, Наталья за эти рассуждения, они необходимы для понимания такого сложного, многоуровнего, многопланового и многогранно объекта искусства как авторская идея (концепция, интенция, замысел, воля, видение)...
(сокращено, см. текст полностью)
... Теперь, конкретно о третьем сезоне. Всем известно, что это оригинальный проект. У него свои авторы, со своей авторской интенцией. Мы не имеем право критиковать ее. Мы можем принимать или не принимать ее. Но такова авторская воля. Третий сезон - идея-ответ, заключенный в названии фильма. Сюжет - последовательная трансформация этой идеи, кстати, этому же подчинена и система образов, жанровое своеобразие и, если хотите, поэтика данного произведения(ИМХО). Я не в коем случае не оправдываю авторов, просто признаю за ними право на такую авторскую концепцию. Именно так они увидели продолжение истории С.Ортеги. Лично мне трудно однозначно высказаться о нем. Много спорных моментов, но, помятуя об авторской воле, говорю - да будет так...

Полный текст письма см. на стр. День и Ночь


Оставьте комментарий

- Имя (обязательное)

- E-Mail (обязательное)