«Уроки любви»

Искуcство — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.
Понятие искусства крайне широко — оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.
В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры, как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений.

(материалы "Википедии")

Мария Берсенева, Олег Масленников-Войтов «Уроки любви»Если выбирать между театром и кинематографом, то, как вид искусства мне ближе и доступнее второе. Столкновений с театром не считая последнего, на мою память было только три: "Кортик" в Театре Красной армии, оперетта "Дракула" и спектакль "Коллекционер" в Большом Концертном зале Академический. Про первый не помню ничего из-за возраста (мне, было, тогда не помню, сколько мало лет), но этот спектакль произвел на меня сильное впечатление. Второй был очень насыщен... декорации, костюмы и пение... но сюжет тоже плохо помню. Третий детально не помню, но помню, что понравился. Это если учитывать профессиональные спектакли, потому что в юности с театральным видом искусства на любительском уровне приходилось сталкиваться довольно часто. Начиная с кукольного театра, заканчивая ученическими "живыми" постановками, в которых мое участие было непосредственным.

И вот, спустя много лет, отправляюсь на культурно-развлекательный отдых.
Спектакль "Новорожденная" действующие лица:
Иван Иваныч - богатей, эдакий Новый русский, сколотивший свое состояние на металлоломе. Путем одурачивания глухого приемщика металла, у которого он тырил свой же привезенный ранее металл и благополучно опять сдавал этому же приемщику.
Василиса (Мария Берсенева) - красивая, сексуальная, молодая "наивная дурочка", бывшая танцовщица кабаре, ныне содержанка Иван Иваныча.
Ефим (Фима) - адвокат и правая рука Иван Иваныча.
Депутат, - которого Иван Иваныч "продвинул" деньгами в правительство, впоследствии должен помочь ему в какой-то крупной афере.
Жена депутата - Новоиспеченная светская дама, изображающая интеллигенцию.
Марат (Олег Масленников-Войтов) - репортер, писатель. Интеллигентный, воспитанный, образованный и умный молодой человек с неискаженными понятиями о человеческих и моральных ценностях. Немного трусоват перед "олигархом", но небезнадежен; в итоге любовь его окрылила.
***
Приехав в Москву, Иван Иваныч взял с собой Васю (так они с Ефимом называют Василису) в качестве "приложения", но не бесплатного, а скорее наоборот. За совместную постель Иваныч расплачивался разными цацками, шмотками и деньгами на шопинг. Тем самым каждый получал то, что хотел. А еще, с руки Фимы на эту "дурочку" была переписана "корпорация" Иван Иваныча, чтобы обезопасится в случае обнаружения незаконных махинаций. Василисе все время подсовывали бумаги, а она без разбора ставила на них свою подпись, как Исполнительный директор. Да, Вася ничего не смыслила в документах, но вопрос о законности сделок стоял у нее на первом месте, потому что она ненавидела ложь и не желала участвовать в сомнительных предприятиях. Фима и Иван Иваныч искусно заверяли ее, что волноваться не о чем и наивная простота девушки предпочитала доверять людям, которые ее окружают.

Все изменилось после прихода депутата и его жены... Вася была по-детски непосредственна; говорила, что думает, не стеснялась в выражениях, коими обладает необразованная "дворовая" девушка, не отличилась воспитанностью и хорошими манерами, скорее наоборот. "Да, я жутко темная" - призналась Василиса Марату позже в одном из эпизодов. Так вот, чтобы как-то исправить ее речь и поведение в обществе, Иван Иваныч и Фима решают нанять для Васи репетитора. Им становится обаятельный молодой человек Марат писатель и корреспондент одной московской газеты, заходивший накануне по просьбе Фимы, взять интервью у Иван Иваныча, для пиара в прессе.

Сам Иван Иваныч был не шибко образован, но то, что ему было нужно для "дела", для достижения своей цели - еще больше денег и власти, он знал. Он знал где, с кем и как себя вести. Обладал дежурными льстивыми уловками, на которые попадалось людское тщеславие.
И даже "неприступного" Марата он прельстил речами и высоким гонораром - 300 долларов в час.
Вася, в свою очередь, неохотно, но соглашается быть ученицей, отчасти из-за скуки и желания себя развлечь. От другой части - научиться "болтать, как образованная". А все остальное, что она хочет у нее уже есть - две норковые шубы,... "Да, но это пока Вы знаете, чего Вы хотите" - сказал Марат....

Мария Берсенева, Олег Масленников-Войтов «Уроки любви»Поначалу она восприняла Марата, как очередной объект, как игрушку... Ей нравилось смущать его своим дерзким и развязным поведением, к тому же она возжелала его, как что-то новенькое, не похожее на прежние ее "победы". Уже в первую встречу, Вася попыталась соблазнить Марата, но тот, вопреки своим плотским желаниям Василису отверг. Скорее из-за боязни Иван Иваныча, нежели из-за своей порядочности (мне так показалось).
Спектакль не о новорожденной любви мужчины и женщины, а о новорожденной личности Василисы, да и Марата тоже. О ценностях, которые люди ставят в приоритет. О том, что знания дают возможность человеку сделать выбор в пользу тех или иных ценностей. До появления Марата в жизни Васи, ее ценности измерялись в норковых шубах... Но Марат открыл ей другой мир. И сам, видя, как своим чистым наивным сердцем Василиса воспринимала все эти уроки, становился сильным и стойким даже перед Иван Иванычем.
(Правда, временные рамки не указаны, и переход казался довольно резким. На мой взгляд, не хватило пару промежуточных эпизодов, постепенного превращения).

Прочитав немало книг, среди которых были "Идиот" Достоевского и Словарь, Василиса узнала много нового и научилась анализировать.
Теперь это уже не та дурочка, которая устраивала Иван Иваныча. Она уже не относится к нему, как к своему хозяину, а он злится, теряя над ней контроль и власть. Далее Василиса отказывается подписывать документы, понимая, что это афера. Но Иваныч силой и рукоприкладством заставляет их подписать, после чего указывает Васе на дверь, пребывая в полной уверенности, что она прогуляется, остынет и "одумается". Но Василиса настроена серьезно. Напуганный тем, что он упускает свою любимую игрушку и тем, что сам стал заложником Васи (поскольку все состояние было записано на нее), Иван Иваныч по настоятельной рекомендации Фимы решает сделать Васе предложение, дабы та никуда от него уже не делась. Иваныч посылает Фиму за цветами и дорогим бриллиантовым кольцом... Сам удаляется для приготовления к "отчаянному" для себя шагу.

Мария Берсенева «Уроки любви»Василиса тем временем, захватив лишь сумочку, решает навсегда покинуть Иван Иваныча, а вместе с ним оставить свою прежнюю жизнь, чтобы начать новую, осознанную. Она понимает, что будет тяжело, но оставаться во лжи и в обществе, где ценностью являются не люди, не личности, а деньги - желания у Васи больше нет. Василиса напоследок оглядывается вокруг, прощаясь со своей прежней жизнью. Тем временем в номере раздается телефонный звонок... Робко сняв трубку, Вася слышит голос Марата. Она прощается с ним, благодарит за всё то, что Марат ей дал... Но Марат в недоумении просит Василису объяснить, в чем дело и после этого делает ей предложение... Девушка не успевает ничего ответить, потому что появляется Иван Иваныч, выхватывает и кладет трубку, даже не догадываясь о происшедшем диалоге. Он пытается подкатить к Васе обычным способом, через свои льстивые уловки, но видя, что на Васю это не действует, свирепеет и насильно преграждает ей путь к выходу.

Тут появляется запыхавшийся Ефим с цветами и заветной коробочкой и Иван Иваныч делает Васе предложение. Но Василиса непреклонна. Тогда Иван Иваныч упрекает Васю в том, что она хочет его "кинуть", нахапав себе все его имущество... Но, к великому их с Фимой удивлению, Василиса объявляет, что она не держит ни на кого зла, что она благодарна за все, что ей ничего от них не нужно. И она готова подписать любые документы, возвращающие состояние владельцу. В это время в дверях появляется Марат. Василиса представляет его своим женихом и говорит Марату то, что не успела сказать по телефону: "да, я стану твоей женой". Счастливые, обретшие друг друга Василиса и Марат ускользают, а Иван Иваныч с Фимой решают отметить удачно сложившиеся обстоятельства и, поднимая бокалы, произносят тост в зрительный зал: за таких вот "дур" и "дураков", коими считают тех людей, отказавшихся от самого большого "счастья" на земле - от чрезмерных материальных благ!

Понятие антреприза уже обозначалось в одном из писем, это проект в первую очередь коммерческий, поэтому ждать чего-то ахового и архи фундаментального было глупо. Сам спектакль мне напомнил детский утренник. Даже то, что, как, оказалось "доработали" финальную сцену, говорит само за себя. Я не знаю, что и как было до этого спектакля, но судя по отзывам, актеры, совершенствовали своих героев, что говориться "по ходу". Никаких изнурительных репетиций и деспота режиссера там, судя по всему, не было.

Мария Берсенева «Уроки любви»Начну, пожалуй, с открытия занавеса. Первое, что мне бросилось в глаза - это декорации... Довольно потрепанный вид был у подвесных люстр в номере "люкс" Иван Иваныча. Да и стулья из прозрачного, кажется, пластика имели весьма потертый вид... Сам Иван Иваныч был немудрено одет, а главное обувь... Знаю таких людей, которые ничего из себя, по сути, не представляют, но имеют кучу денег, причем заработанных абсолютно нечестно (за счет обмана и обкрадывания других людей) лично. Те, которые имеют склонность к роскоши, одеты всегда шикарно, причем броско, в плане того, что лейблы на одежде чуть ли не обведены красным маркером; их обувь всегда блестит так, что ослепляет глаз. Здесь же Иван Иваныч, который подчеркивает цену сигары и который снял номер "люкс" с видом на Красную площадь - одет, как обычный менеджер, а обувь явно ношена не первый сезон...

Правда, потом, в сцене с приходом "важных гостей" депутата и его жены, Иваныч немного преобразился. Василиса в большинстве эпизодов пребывала в джинсах и кофточке. Наряд менялся только в сцене "соблазнения" Марата и прихода гостей. Но мне кажется, Машу, во что не наряди, хоть в картофельный мешок, она будет выглядеть хорошо. Только вот резал слух стук Машиных каблуков, который был вульгарно выразительным.

Что касается игры актеров, то здесь смотря, с чем сравнивать. А сравнивать мне, увы, не с чем. Думаю, что со спектаклем такого уровня актеры справились на твердую четверку. Мне очень понравился образ жены депутата. Тонко подмечено.

На форуме затрагивался фильм "Ешь, молись, люби...". Конечно, в сравнение с "сереньким" спектаклем и ставить нельзя... Какие съемки, пейзажи! Прекрасная операторская работа! Контраст абсолютно разных по культуре стран. Сначала показан остров Бали, затем показана Америка, затем Италия с ее темпераментными обитателями, культурой речи, жестов! Итальянская кухня! Затем Индия с ее вечной грязью... и опять шикарные съемки! А какой переход с одной стихии на другую! И снова Бали, с его несказанно красивой природой... Это вам не "Аватар" с компьютерными "красотами", от которых у людей башню сносит... Вот где действительно сочная растительность! И просторы океана, и залив, с прозрачно-чистой, слегка трепещущей водой на фоне мелкого песка... И если бы не это все, фильм был бы остановлен после получаса просмотра этой (для моего мозга) биллибирдистики. Наверное, это фильм для женщин, хотя моя маман в отзыве о нем была со мной солидарна.

Мне сразу вспомнились слова Dysya "Ешь... от пуза, а потом сиди на диетах, Молись... неведомо кому, "благо" сейчас выбор огромен, и Люби... кого угодно, неважно в каком количестве и качестве". Только вот люби не, кого угодно, а непременно бриллиантового бизнесмена. Фильм о состоятельной женщине, которая после семи лет замужества с вполне вменяемым и приличным мужчиной "вдруг" поняла, как она несчастна в браке... Отправилась в путешествие, чтобы найти себя и бога... Пила антидепрессанты, ходила на медитацию и читала мантры, чтобы заглушить свою совесть и простить СЕБЯ!!! За то, что она бросила мужа, несмотря на венчание и клятву перед Богом в любви, верности, быть вместе в горе и радости... Простить СЕБЯ за то, что она без видимых на то причин разбила сердце любящему ее мужчине. В конце фильма она себя, я так понимаю, простила, обрела бога (какого не знаю) и поняла "вдруг", что любит теперь бизнесмена, который тоже разведен и приехал на Бали себя развеять.
На протяжении всего фильма ждалось, что она попадет в озеро с крокодилами и, наконец, ее мозг встанет на место... А ннет! Она обрела счастье, точь-в-точь, как и наша Маргарита Реброва! И тоже в последний момент! Чем лучше этот новый мужчина, чем ее прежний муж, не пойму. Может, потому что я плохо разбираюсь в мужчинах? В промежутке показали еще один ее краткосрочный роман с молодым актером, которого она тоже бросила.

Сижу и думаю, кто у кого спер идею?... Ладно американцы снимают такие фильмы, потому что им острых ощущений не хватает, да и жизнь, и менталитет у них совсем другой, но наши-то?! Ну, нет у меня таких знакомых девушек, которые поменяли шило на мыло и остались счастливы. Наоборот, мыкались, мыкались, рассуждали, как в западном кино... а когда по тридцатке стукнуло, опомнились! Завыли! Хотя девчонки потрясные и "завидных женихов" было куча, а настоящего-то и не оказалось. И вот, на моих глазах рушились их "эмансипационные ценности". Какой страх стоял перед выбором отказаться от своих киношных утопичных замашек! Счастье свое они обретали по очереди и мужья у них теперь самые, что ни на есть ортодоксы! Но пришло все это только через осознание истинных ценностей - вечных. Причем ничего они не потеряли, а наоборот приобрели! Я думаю, вряд ли женщина, почувствовав себя по-настоящему нужной и главной ценностью мужчины, добровольно от этого откажется без всяких на то причин... скорее наоборот.

После просмотра сего фильма, возвращаю свои мысли к спектаклю... И не волнует меня уже ни обувь, ни декорации, ни каблуки... Волнует эта хрупкая наивная девчушка, которая получила возможность сделать выбор, усвоив "уроки любви"! И пусть сюжет незамысловат, и проект коммерческий и сам спектакль несуразный... Зато в нем суть и смысл так близки моему сердцу!
И посмеяться и подумать и послушать есть что. И Василиса там изначально показана хорошей и доброй в меру своих знаний. Именно такая она могла измениться благодаря полученной информации. Она не изменилась, она преобразилась! Потому что искренне этого захотела! Любовь и нежелание жить прежней мерзкой жизнью содержанки стала выше страха. Страха перед Иван Иванычем, перед неизвестностью... И Марат преобразился! Они научились друг у друга и вместе стали уверенней. Но это все додумал зритель...

Мария Берсенева «Уроки любви»Спектакль легкий, веселый, добрый. И Маша сыграла свою роль замечательно. После просмотра в целом остались хорошие впечатления. Хотя второй раз на него не пойду. Во-первых, я человек не театральный, во-вторых - это не тот спектакль, в котором мне хочется наслаждаться постановкой и игрой актеров снова и снова. Я привереда )))
"Актер – это все лишь пешка в руках шахматиста – сценариста, режиссера, продюсера" - глубокий многогранный смысл. Актер, вопреки своей гордости, как бы отдается в руки режиссера; играет героя так, как видит его режиссер; передает смысл заложенный режиссером. А мы, зрители, можем принять или не принять это видение режиссера относительно своего мировоззрения.

(ИМХО) Сериал "Маргоша" - это тот случай, когда "слова автора, а музыка народная"... Отсюда и разнопляски с характерами персонажей. Мы лишь стали невольными свидетелями этих перемен.
Нам всем, друзья, желаю побольше на телевидении и в театрах первоклассных "шахматистов", которые раскроют множество талантов и оправдают надежды зрителя видеть в их творениях действительно искусство в истинном его понимании.

***
Я прошу прощение за "запоздалось", не знаю насколько это в тему... И, куда пропали все остальные? Наталья! Вам прогул ;)

Смотрите так же

К ненавистникам «Маргоши 3»

Третий круг «ада»

Догмы - тормоз для полета мысли

Каков мастер, такова и работа

Как я сходилЪ в театрЪ

Комментарии

// 04-02-2011 01:19:27

Здравствуйте, глубокоуважаемый Rox!
Честно говоря, давно не заходила на форум, спасибо Ilyana написала, что Вы обращаетесь ко мне, а промолчать в ответ, я считаю, как уже однажды говорила, не вежливым. Поэтому снова пишу Вам и, конечно, всем форумчанам, которые еще помнят наши жаркие дискуссии на форуме. Писать «километровые письма», как Вы, Rox, предлагаете, к сожалению, пока не имею времени (на работе очередной «аврал», приходится и дома работать), так что оставим пока «Ешь, молись, люби» в покое. А вот по поводу восторгов, посыпавшихся на форум от жителей Украины, досмотревших третий сезон, промолчать все же не могу. Хочу довести до сведения уважаемых форумчан одну интересную, на мой взгляд, информацию, так сказать добавить свою «ложку дегтя» в «бочку меда» благодарственных откликов... (Продолжение письма на стр. Больно мне, больно… умирает любовь…)

P.S. Уважаемый Rox, а что означают Ваши слова: «До 4 сезона времени полно, есть возможность разгуляться!»? Это шутка или у Вас есть какая-то информация о 4 сезоне? Я ничего такого не читала, но было бы любопытно. Если есть чем, может быть, Вы (или кто-то из форумчан) поделитесь?
С уважением, Наталья.

// 03-31-2011 17:45:36

Друзья! Уж коли возражений особых нет, да и многие, думается, покинули этот замечательный форум, предлагаю не лезть в бутылку и по возможности возобновить традиции "километровых писем" )))
Мы здесь в первую очередь в гостях у модераторов и создателей этого сайта. Добро дадено, почему бы не воспользоваться их гостеприимством? До 4 сезона времени полно, есть возможность разгуляться! ))) А если нас будет заносить, то многоуважаемые хозяева дадут понять, что пора остановиться.

Кстати, стоило только написать, что сравнивать "Уроки любви" не с чем, как мне предложили поход в театр "Сатирикон" на спектакль по пьесе А.Н. Островского "Доходное место", который благополучно состоялся! :)
Наталья, что там про "Ешь, молись, люби"? Думаю, интересно не только мне! :) В конце концов, Вы нас сюда заманили, теперь будьте любезны - не ускользайте! ;)))
С пламенным приветом ко всем, кто еще заходит на форум!

// 03-28-2011 19:47:24

Здравствуйте, rox.
Прочитала Вашу рецензию, что ж все так, как я и думала. Из тех отрывков, которые я посмотрела он-лайн, именно такое впечатление о спектакле у меня и сложилось.
Сюжет до боли напоминает старый американский фильм, никак не могу вспомнить его название, хотя это и не важно, ведь здесь нужно говорить о "Маргоше" и о тех, кто участвовал в ее создании.
Может быть, конечно, рецензия и запоздала, но лучше поздно, чем никогда.
(надеюсь, что ни у кого не отняла много времени, и никому не помешала)
С уважением, Ilyana.

// 03-26-2011 07:27:43

На странице «Уроки любви» помещено определение понятия «искусство» из «Википедии». А у Марины Цветаевой есть замечательная дефиниция: «Последний атом сопротивления стихии во славу ей – и есть искусство».
Думается, как раз в наши дни, когда массы людей, опьяненных чарами «виртуальной реальности», отвыкают по-настоящему читать и думать, когда разворачивается не признающая никаких границ и правил игра на понижение основных человеческих ценностей, когда бессовестное делячество и националистическая одержимость притязают на роль востребованного современностью образа мысли, - для актуализации присущей искусству функции духовного сопротивления времени появляются вполне осязаемые поводы...
... (сокращено, см. текст полностью) ...
Так, например, именно на фоне нынешней повсеместной распространенности прагматического отношения к жизни представляется особо важным, чтобы звучали голоса, предостерегающие против духовной слепоты и ценностной ущербности прагматизма как токового, отстаивающие человеческое бескорыстие. Именно теперь, когда процветает идеология «крутости» и силы, необходимо вновь и вновь говорить – о мужестве быть добрым, мужестве безоглядной доброты. Именно в наши дни, когда столько копий ломается вокруг вопросов о будущем России – должен же кто-нибудь, какой-нибудь современный последователь Диогена, напомнить всем нам о несравненно более глубоком, о хрупком и загадочном качестве человечности, о способности поступать по-человечески, которую в нынешнем мире так легко потерять…

Полный текст статьи на стр. Мужество быть добрым

// 03-26-2011 06:17:15

ай-яй-яй, уважаемый rox, кто бы мне делал замечания за прогулы, только не Вы! Когда увидела Ваш комментарий, зайдя на форум (делаю это иногда по давнишней привычке), сразу всплыла в голове строчка из Лопе де Вега «какие странные задержки дает ее любовный пульс». А если серьезно, то обсуждать с Вами «Уроки любви» не могу. Спектакль не видела. Ilyana меня немножко просветила, поделившись впечатлением от увиденного онлайн, мне хватило. Мы с ней общаемся по прежнему, за что ей большое спасибо, правда, наша переписка давно вышла за рамки «Маргоши», но это делает ее для меня только еще более интересной.

Кстати, Ваша рецензия особого желания посмотреть «Уроки любви» самой тоже не вызвала. Вот Ваши рассуждения о фильме «Ешь, молись, люби» заинтересовали меня больше. И хотя фильм не произвел на меня особого впечатления, кое-какие Ваши замечания по поводу этого фильма можно было бы обсудить. Но, думаю, форум «Маргоши» не то место, где можно это делать. Боюсь, что кто-нибудь из нашей, как Вы, rox, великодушно написали «интеллигенции» опять, мягко говоря, укажет мне "на выход". Написала сейчас просто, чтобы сказать, что я Вас услышала, что, как всегда, внимательно прочитала все, что Вы написали, что рада была увидеть Вашу подпись, и передать привет все, кто еще заходит на форум, кто помнит наши такие интересные беседы, увы, ушедшие в прошлое.
С уважением, Наталья.


Оставьте комментарий

- Имя (обязательное)

- E-Mail (обязательное)