Телесериал «Маргоша»: Лихо заворачивается сюжет!
Отношение общества в целом к телевизионным сериалам, или, как их ещё называют, «мыльным операм» за их растянутость («долгоиграющую пластинку»), почти отсутствующую чёткую сюжетную линию и прочие вещи, вы все прекрасно знаете. Моё мнение не будет отличаться от мнения «среднестатистического обывателя» - к телесериалам в принципе я всегда был хладнокровен, ну, или индифферентен. Сейчас половина самых рейтинговых всеукраинских телевизионных каналов - таких, как «1+1», «Интер», «Новый канал», «СТБ» - заполнены именно таким «продуктом», как говорится, «хацапетовского» происхождения, где «мыло» играет чуть ли не главную роль. Уж настолько растягивают то, что можно было «впихнуть» в те же 60 серий...
На фоне всего этого «банного приспособления», которое «скользит» по телеэкрану и растворяет мозги, делая нас такими же «блондинистыми», как герои очередного любовного романа с «хеппи» или «анхеппи-эндом», выделяются разве что телесаги «Солдаты», «Кадеты» и «Ранетки», которые действительно являются тематическими картинами и рассказывают о проблемах и вопросах современной молодёжи. Но нам не хватало на телевидении чего-то такого, которое не стало бы строго тематическим - согласитесь, что будни, например, армейской жизни интересны далеко не всем, да и эту весёлую «ранеточную» пятёрку уже более зрелое поколение воспринимать не будет. Но, в то же время, чтобы этот новый проект смог охватить как можно большую аудиторию зрителя и не было бы очередным «замыленным», извините за слово, «фуфлом».
И вот создатели этих самых «Солдат», «Кадетов» и «Ранеток» (по сути, сериалов для мужской и женской части общества) подумали-подумали, и решили: а давайте-ка мы снимем такой сериал, в котором бы и «сериальность» вроде бы была, и, в то же время, чтобы заснуть во время трансляции было невозможно из-за «наворотов» и нескольких одновременно развивающихся острых сюжетных линий. А ещё, чтобы он объединил перед экранами телевизоров разные возрасты, полы и социальные статусы. Так и появился наш любимец - телевизионный сериал «Маргоша» с Марией Берсеневой в главной роли.
Пускай сюжет этого сериала и позаимствован у аргентинцев, пускай он и не нов, ведь существует не один художественный фильм, повествующий о мести ловеласам их жертв таким или подобным образом, всё же «Маргоша» получилась совсем непохожей ни на эти фильмы, ни на аргентинский оригинал сериала. Приход на кастинг Марии Берсеневой сделал своё дело: эта «женщина до корней волос», как она себя называет, тем не менее, в душе - настоящий мужчина. И именно роль превратившегося в даму Гоши, ставшего «МарГошей», или Маргаритой Александровной Ребровой, стала центральной в сериале не только внешне как главная, но и, как говорится, внутренне - «первую скрипку» в редакции «МЖ» играет, фактически, именно она, да и сваливается больше всего неприятностей именно на её женскую голову.
Телесериал «Маргоша» действительно не похож практически ни на один сериал, транслирующийся нашими телеканалами. И чтобы объяснить, доказать это, можно привести несколько простых примеров.
Маргоша: имя, личность и основа сюжета
«Гоша-Марго, Марго-Гоша - у меня в голове сплошная „Маргоша"!».
Так в сердцах выдала Маргарита Александровна, чувствуя, что дальше так жить невозможно. И именно эти слова, сказанные как раз в середине сериала, стали как бы центральными для всего его сюжета.
Каролина Викторовна Егорова: «Я эту Марго вообще не перевариваю!».
Константин Петрович Лазарев: «А придётся. Съесть и переварить».
А эти слова характеризируют отношение к Главному редактору «МЖ» всех сотрудников редакции. Её можно не любить, но с её мнением нужно считаться, как бы того не хотелось кому-либо.
Сюжетная линия
По сути, сюжетных линий здесь две или три - в зависимости от насыщенности серии событиями.
Первая и главная - это линия «Марго-редакция». Работа Главного редактора, связанные с ней победы и поражения, успехи и разочарования, удачи и неприятности - именно на этом построен сериал в принципе. Жизнь Марго на работе - основа, и все самые главные события сериала происходят именно там, в редакции.
Вторая сюжетная линия - это «Марго-Аня» и «Марго-Калугин». Дружба и любовь, взаимопомощь и тут же ссора - эта сюжетная линия как бы дополняет ту основную, давая исчерпывающую информацию о событии и его развитии вне рабочего кабинета Марго.
Третья сюжетная линия - это и жизнь-работа Ани, и взаимоотношения других сотрудников редакции «МЖ», прямо или косвенно влияющие на события, происходящие в той же редакции. Эта линия как бы «закрывает» сериал, делая его полноценным. Но даже если эта линия и не связана с Марго напрямую, всё же косвенно она «выходит» на Реброву, «завершая» образ главной героини сериала мнениями о ней «за глаза».
Интрига сюжета, неожиданные повороты
Мы привыкли к тому, что телесериал - это такое размеренное спокойное действо, изредка «взрывающееся» какими-то искорками, которые потом будут «тлеть» добрый «четвертак» последующих серий. По сути, пропустив серий 10, за 11-ю и 12-ю можно восстановить всё, что было в пропущенных - ничего «сверхнового» не произошло. Однако «Маргоша» тут больше похожа на фильм-боевик, нежели на сериал: каждая его серия - это как отдельный мини-фильм со своей завязкой, кульминацией и неожиданной развязкой, переходящей на следующую серию, и часто являющейся завязкой нового, совсем не схожего с данным, события.
По количеству именно сюжетных поворотов, неожиданных событий, новостей «Маргоша» выходит «за рамки» обычного понятия «телесериал», к которому мы привыкли. Именно поэтому так тянет к телеэкрану, когда начинается сериал, именно поэтому каждую серию смотришь, как художественный фильм - пусть и короткометражный, однако настолько насыщенный, что после его окончания в голове не успеваешь всё до конца «переварить», расставить по полочкам. В уме невольно крутятся самые яркие фразы, сказанные героями, и ты как бы виртуально просматриваешь серию снова, подытоживая и связывая её с предыдущими, и, в то же время, думая, а что же может быть в следующих.
Яркость и чёткость образов героев
Чтобы сериал получился по-настоящему захватывающим, нужно, как и в художественном фильме, обратить особое внимание на героев картины. Создатели «Маргоши» уделили теме героев достаточно внимания, «прописав» практически до мелочей поведение, одежду, характер, образ каждого. Я не буду здесь описывать каждого из героев - все, кто сморят сериал, и так всё знают. Я лишь констатирую, что все, начиная с Марго, Ани, Наумыча и Калугина, и заканчивая Лазаревым, Любимовой и Зимовским, - это яркие индивидуальности со своими чёткими образами и стилями поведения. По каждому из них можно узнать, какую роль он играет в общем «деле», каких поступков ждать от него. А «вкрапления» типа Саши Верховцева только накаляют страсти в сериале.
Цитаты, фразы и поступки, которым подражаешь
А вот этого «Маргоше» точно не занимать. Каждая серия прямо «пестреет» «перлами», сказанными героями сериала. И, смотря серии каждый день, уже сам невольно начинаешь говорить такими фразами и с такой интонацией, как у Марго, Наумыча, Ани и других. Иногда ловишь себя на мысли, что слова «Капец!» и «Стоп машина» вырываются чаще, чем раньше, да и знакомые замечают что сериал влияет, причём не только на речь, но и на поступки. «А так в „Маргоше" было, я ничего не знаю», ведь «Маргоша» стала уже частью жизни каждого, кто не пропускает ни одной серии этого настоящего «Полюса притяжения».
Конечно, можно ещё долго продолжать говорить о «Маргоше», но зачем? Зачем, если можно просто включить телевизор каждый день с понедельника по пятницу в 21:15, настроить его на телеканал «1+1» и посмотреть сериал. Поверьте, удовольствие рядом, нужно только уметь его находить. Мы нашли для себя это удовольствие, которое, к тому же, является лучшим завершением напряжённого рабочего дня - это прильнуть к экрану и наслаждаться любимым сериалом, название которому «Маргоша».
Александр Кудрич